Связь сада и времени
Сад-это живой организм. Он, как и человек растет, живет и умирает. И при создании проекта всегда надо об этом помнить и проектировать сад с учетом трех измерений. Дизайнеры ландшафтных территорий во время работы над проектами не всегда об этом помнят. Под действием этого фактора создаваемая композиция преобразуется в пространственно-временной формат, из-за чего она становится переменчивой.
При проектировании сада надо учитывать, что человек двигается по траектории в заданный промежуток времени. И воспринимаемые им картины меняются: разные запахи, формы растений и листвы, звуки и тактильные ощущения Сад по-разному звучит и используется в разные времена года и в разные времена суток.
И еще надо учитывать, что увлечения хозяев и функциональное назначение зон сада может меняться. Так, спортивная площадка может со временем превратиться в уютную закрытую зону отдыха, а детская зона — в активную зону для приема гостей.
Понятие сценарного проекта
Конечно, предположить и запланировать изменения, которые понадобятся в будущем, сложно. Но при развитии обустраиваемого пространства помогают дополнительные инструменты — сценарное проектирование сада
Это почти как в спектакле под названием «жизнь». Если говорить про драматургию, в ней сценарий представлен сюжетной непродолжительной схемой, состоящей из действий персонажей с репликами, поведением. Что касается проекта в ландшафтной сфере, сценарная методика здесь раскрывается в мизансценах литературно-графическим способом на рассматриваемом объекте.
По сценарию несложно определить будущее расположение зон в саду, наглядно просматривается пошаговое создание пространственной и объемной композиции. Подобно мизансценам разворачивается последовательность отдельно взятых ситуаций. Во внимание принимаются важные факторы осветляющие интересы объекта. Сюда же относится описание оптимальных вариаций всей обстановки, общей среды, не стоит забывать об общих параметрах возможной садовой картины, которая выстраивается по прогнозам.
Сценарная связь «Человек-пространство»
При закладке сада на первый план выходят сюжеты, в которых главная роль отведена человеку, его пространственному перемещению.
Можно выделить три вида сценария поведения человека в саду.
Сценарий функциональных действий
Чаще всего при зонировании определяются места проведения процессов, то есть дизайнер отвечает на вопрос «где?», а «когда?» и «кто?» остаются не раскрыты. Для того, чтобы полностью проработать функциональное наполнение зон сада и окончательно разработать объемно-пространственные композиции, дизайнер должен провести интервьюирование всех домочадцев. Каждому члену семьи надо предложить мысленно прожить 1-2 дня в будущей благоустроенной зоне. Практика эффективна, даже если сад проектируется не специалистами, а самостоятельно.
В основу мизансцен закладываются итог активного общения дизайнера с собственником территории и со всеми представителями семейства. Учитываются увлечения этих людей, привычки, традиции, хобби. На выходе создается матрица по обязательным мероприятиям и их наполнением, дающая ответы на поставленные выше вопросы. С ее помощью подбираются сценарии по соответствующим направлениям. Речь идет о сюжетах, разложенных с помощью функционального критерия (активные действия для всех людей, проживающих в доме), временного критерия (выбор недели или дня, периода в сутках).
Сценарные прорабатываемые истории стоит разделять. Одни из них наглядно раскрывают повседневный быт владельцев ландшафтной зоны, другие связаны с организацией торжеств, встречей гостей и пр. Рекомендуется каждый из запланированных сценариев разбить на отдельные характерные части.
В качестве примера целесообразно рассмотреть сценку типа «Семейный вечер». Вот близкие люди подъезжают к дому, общаются, готовят общий ужин, возможно, с шашлыком или мясом, овощами на гриле. Далее встреча заката у костра, наслаждение вечерними ароматами трав, детские забавы на просторной лужайке. Учитывая эти моменты, подбирается и наполнение для сада в виде цветников с ароматными цветами, уютной террасы, комфортного освещения и пр.
В реальности на основании такого сценария формируется полноценное задание на проектирование участка.
Сценарий по зрительному восприятию
Прежде всего восприятие окружающей среды происходит через визуальный контакт. Мы можем увидеть место, сам сад, какой-то вид и влюбиться в него. Но не стоит забывать о слухе, обонянии, осязании. С учетом этих критериев создаются отдельно взятые разработанные сцены и объединяются в общую и целостную картину.
Говоря о зрительных аспектах нужно отметить, что человек через них должен определить моменты, выделенные дизайнером. Речь идет про статичные обзорные точки такие как панорама, открывающаяся из окна или красивая композиция при входе на участок. Одновременно с этим необходимо учитывать как при движении человека по саду одна картинка сменяется другой. Так создается динамичное восприятие происходящего в движении.
Через планируемые сцены становится понятно, от каких видов лучше сразу отказаться, а с какими поработать детальнее. Так, пространство, открывающееся на прилегающую стройку, лучше ограничить, подчеркнув при этом ухоженные участки вдоль тротуарных дорожек.
Визуализация планируется и прорабатывается с учетом имеющихся объектов и их расположения в окружающем пространстве. Это рельеф, сопутствующие строения, входные зоны, архитектура центрального здания. Сценарий подготавливается либо по отдельным зонам-мизансценам, либо, одновременно для всего сада.
Эмоциональная составляющая
Человек должен быть счастливым. Главная задача дизайнера - создать сад, в котором человек будет счастлив.
Разрабатываемый сценарий задает эмоциональный тон каждой сценарной зоне. Подобно театру сад должен «играть» яркими эмоциями.
Креативные проектировщики при решении обозначенной задачи пользуются мудбордами, подбираемыми к конкретному проекту. Но для получения целостной картины нужно объединить разные впечатления в логичный сюжет, логично его связать с иными сценами. Важно, чтобы прослеживалась взаимосвязь с визуализацией, основным функционалом.
Конечно, эмоции не подлежат проектированию, но гармонично подобранное пространство способно воздействовать на физическую и психическую сторону человека. Среда, находящаяся вокруг, насыщена информацией, которая задает основной характер поведения, направляет мысли человека в нужное русло. Дизайнер подготавливает эмоционально благоприятный климат, вызывая в подсознании владельца участка художественные положительные образы.
Пространственная сфера с основными наполняющими формами, материалами, общими размерами задает ожидаемый комфорт и соответствие, полную расслабленность. Что касается порядка, он обеспечивается рационально правильным расположением таких форм, последовательностью и логичностью во всем пространстве.
Планирующийся ландшафт не получится устойчивым и логичным без понимания процессов, происходящих в ландшафтной среде. Исходные материалы, с которыми работает проектировщик (растения, вода, рельеф) динамичны. Меняется и человек, его привычки и окружение. Поэтому сценарии помогают создать картину возможных событий и сформировать грамотное проектное решение.